No Image

Ярко окрашенные плоды хурмы висящие

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский

Хурма восточная, или японская. Фото: Semnoz/Wikimedia Commons/CC-BY-SA.

Другой японский поэт Танэда Сантока написал целую книгу «Листья хурмы»:

Положил на ладонь —
Пламенеет густо-
багровый
Спелый плод хурмы.

Великолепные по своей выразительности гравюры с изображением хурмы создали японские художники. Хурма стала для них таким же символом осени, каким в России считаются пламенеющие ягоды рябины.

Предметом восхищения писателей и художников была растущая в Японии хурма восточная (Diospyros kaki) — довольно морозостойкое листопадное дерево высотой от 5 до 20 м. Шведский учёный-натуралист К. П. Тунберг, одним из первых естествоиспытателей побывавший в Японии, собрал большую коллекцию местных растений и описал некоторые из них как исконно японские в книге «Flora Japonica». На самом деле часть видов завезена туда из Китая. В их число попала и хурма, родовое латинское название которой Тунберг произвёл от двух греческих слов: Dios — Бог и pyr — огонь. Видовое название kaki пришло из японского языка и обозначает — «плод из плодов», «отборный плод».

Родина хурмы восточной, или японской, — Китай, появилась она путём естественного скрещивания дикорастущих видов. Из Китая хурма попала в Японию, а позже распространилась по всей Юго-Восточной Азии. В Европу завезена в середине XVIII века — сначала во Францию, а после в страны Средиземноморья и достигла юга России в конце XIX столетия. Первые сорта хурмы в 1889 году появились в Сухумском ботаническом саду.

За тысячи километров от Японии российский писатель Фазиль Искандер в романе «Сандро из Чегема», вспоминая о саде своей молодости в абхазском селе Чегем, писал: «Сад был расположен недалеко от дома и принадлежал табачной фабрике. В саду росли яблони, груши, сливы и хурма. Когда я первый раз появился в этом саду, почти все фрукты там уже были убраны, только хурма светилась фонарями своих плодов…»

Ещё один писатель, К. Г. Паустовский, в романтической повести «Колхида» рассказывает: «К плодам хурмы, карминным, покрытым сизым потом, нельзя было прикасаться: они от этого портились. Это были громадные плоды, в два килограмма весом. Из них делали сахар и сидр».

Конечно, только воображение молодого писателя, впервые попавшего в субтропики Грузии и Абхазии, где витали «мягкие запахи эвкалиптов, липнущий к лицу запах роз, стягивающий кончики пальцев запах лимонов» и «нечем было дышать от сладкого и густого настоя, заменявшего воздух», могло увеличить вес плодов хурмы до 2 кг, в то время как на самом деле только наиболее крупноплодные сорта весят 400—500 г.

В романе Искандера речь, скорее всего, шла о выращиваемой в то время на Кавказе хурме восточной, тогда как в этих краях обитал дикорастущий вид, известный как хурма кавказская (Diospyros lotus). Плоды его диаметром до 3 см и с большим количеством семян, становясь спелым и, приобретают буровато-чёрный цвет с сизым отливом из-за воскового налёта. Очень терпкие, сильно вяжущие на вкус, они после подмораживания или в процессе хранения становятся медово-сладкими. Но обилие семян в этих мелких плодах не позволило им конкурировать с крупными плодами хурмы восточной, среди многочисленных сортов которой есть такие, у которых семена и вовсе отсутствуют.

В романе американского писателя У. Фолкнера «Деревушка», где действие происходит в Северной Америке, упоминается ещё один вид хурмы, принадлежащей к местному виду, — хурма виргинская (Diospyros virginiana), более известная под американским названием «персимон».

Естественное распространение хурмы виргинской связано с Атлантическим побережьем Северной Америки. На морозостойком фруктовом дереве образуются плоды размером с крупную сливу. Зелёные, они по мере созревания становятся оранжевыми, а затем чернеют. Сильно вяжущие вначале, после заморозков становятся сладкими и, если их вовремя не убрать, опадают.

Где бы ни росли деревья хурмы и к какому бы виду или сорту ни принадлежали, вкусовые свойства самих плодов и химический состав остаются примерно одинаковыми, несколько меняясь в качественном и количественном отношении.

Пользу человеку приносят содержащиеся в хурме разнообразные биологически активные вещества, среди них: жиры, белки, углеводы, пищевые волокна, дубильные вещества, полифенолы, органические кислоты, витамины жирорастворимые (A, E, K), водорастворимые (C, B1, B2, B4, B5, B6, B9, P, PP), макро- и микроэлементы, фитостерины.

В зависимости от содержания белков, жиров, углеводов изменяются вкус плодов и энергетическая ценность (калорийность), которая колеблется в пределах от 70 до 130 ккал на 100 г.

Вяжущий вкус хурме придают дубильные вещества, содержание которых в недозрелых плодах может доходить до 20%. По мере созревания их количество уменьшается до 0,1—0,8% у нетерпких сладких сортов и до 5% — у терпких, сохраняющих слегка вяжущий вкус. Дубильные вещества и другие полифенольные соединения в плодах оказывают противовоспалительное и антимикробное действие.

Пектины плодов способны сорбировать и выводить из организма микроорганизмы и выделяемые ими токсины, биогенные токсины, ксенобиотики, а также другие вредные вещества, способные накапливаться в организме.

Органические кислоты, участвуя в образовании вкуса и запаха плодов, обладают самостоятельным антитоксическим, антисептическим и противовоспалительным действием.

Содержащиеся в плодах макро- и микроэлементы вместе с водой участвуют в поддержке постоянства осмотического давления, кислотно-щелочного баланса, процессов всасывания, секреции, кроветворения, костеобразования, свёртывания крови; функции мышечного сокращения, нервной проводимости, внутриклеточного дыхания. Разнообразные по составу и действию биологически активные вещества делают плоды полезными и питательными, усиливающими аппетит, улучшающими пищеварение, нормализующими обмен веществ.

Нарядные, сладкие плоды хурмы — идеальное средство от осенне-зимней хандры. Один их вид успокаивает нервную систему.

Ответ на вопрос, сколько надо съесть хурмы, чтобы почувствовать её пользу, надо искать в утверждении: «Полезно всё в меру». А так как чувство меры бывает разное, то следует воспользоваться либо принципом Конфуция: «Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до неё — то же самое, что её перейти», — либо ещё одним советом, проверенным веками, применимым к разным сторонам жизни: «Понемногу, но часто».

Хурму лучше всего есть свежей, но при желании можно использовать в салатах, добавлять к выпечке, готовить из неё мармелад и пастилу. Единственное, чего не следует делать из хурмы, так это варить варенье — вкус его весьма далёк от совершенства. Избыток плодов, разрезав на дольки, сушат впрок либо делают из них вино и водку.

Начав статью с хокку Басё о пламенеющих плодах хурмы, хочу закончить её ещё одним шедевром поэзии японского гения, для того чтобы с его помощью выразить свою грусть по поводу очередного расставания с читателем:

Из сердцевины пиона
Медленно выползает
пчела.
О, с какой неохотой!

● В зависимости от вкуса мякоти различают хурму терпкую (вяжущий вкус исчезает только при полном созревании), нетерпкую (вяжущий вкус отсутствует даже в незрелом состоянии) и с варьирующим вкусом (при наличии семян вкус сладкий, при отсутствии семян — сильно вяжущий).

Наиболее популярны два сорта хурмы восточной: Хиакуме, или Королёк, и Хачия, или Пламя.

У Хиакуме плоды округлые. Там, где на поверхности ещё твёрдого плода есть чёрные полоски, образующие круги, мякоть коричневая и сладкая, а где кругов нет — светлая и терпкая. У сорта Хачия плоды конусовидные, яркого цвета. До созревания мякоть кремовая, твёрдая и вяжущая. У созревшего плода она особенно вкусная.

● Форма плодов хурмы может быть цилиндрической, конической, круглой и плоской. Плоды круглой формы более сладкие и вкусные.

● Спелая хурма имеет гладкую, блестящую поверхность насыщенного ярко-оранжевого цвета и слегка мягкую на ощупь. Светло-оранжевый цвет — у недозревших плодов.

● Недозревшую хурму с терпким вкусом надо выдержать несколько дней в тёмном и прохладном месте, где она быстрее дозреет и станет сладкой, или сутки подержать в тёплой воде (около 40оС). Ещё один способ ускорить созревание — положить хурму в вазу рядом с яблоками.

● Вяжущий вкус плодов пропадает при замораживании. Хурму можно хранить в замороженном виде до шести месяцев. Для размораживания её нужно поместить в холодную воду.

● В холодильнике хурма может храниться 2—3 месяца в отделении для фруктов.

Хозяйке — на заметку

Хурма. Кулинарные рецепты

Салат из хурмы с яблоком и морковью: хурма, яблоко, морковь — по 1 шт., 1 ст. л. сметаны, 1 ст. л. измельчённых грецких орехов.

Хурму, яблоко и морковь очистить, порезать кубиками, положить в салатник и добавить сметану. Осторожно перемешать и посыпать грецкими орехами.

Хурма с творогом: 1 шт. спелой хурмы, 1/2 пачки (125 г) творога (5—9%), 1 ст. л. сметаны.

Мякоть хурмы извлечь чайной ложкой, добавить к творогу и тщательно размешать. Полить сметаной и перемешать до получения однородной массы.

Запеканка творожнаяс хурмой: 2 шт. хурмы, 1 пачка (250 г) творога (5—9%), 1 яйцо, 2 ст. л. сметаны (15%), 1 пачка (25—30 г) ванильного сахара, молотая корица, сливочное масло, манная крупа или мелко измельчённые панировочные сухари, соль.

Мякоть хурмы извлечь чайной ложкой, добавить к творогу, вылить яйцо, взбитое с ванильным сахаром, хорошо перемешать и выложить в смазанную сливочным маслом и посыпанную манной крупой или молотыми сухарями форму для запекания. Полить сверху сметаной, сбрызнуть растопленным сливочным маслом, посыпать корицей и поместить в духовку, нагретую до 180 о С на 40—45 минут. Подать к столу со сметаной.

Фруктово-сливочный десерт из хурмы: мякоть 1 шт. хурмы, 2—3 клубники, взбитые сливки, ядра грецких орехов.

Выложить в розетку мякоть хурмы и смешать её с мелко нарезанной клубникой. Сверху — взбитые сливки и измельчённые орехи.

Мармелад из хурмы: 1 кг очищенной хурмы, 1 стакан воды, сок 1 лимона, 1 стакан сахара.

Хурму очистить, нарезать кусочками, залить водой и варить на среднем огне до тех пор, пока мякоть не превратится в пюре и не начнёт густеть. Добавить лимонный сок, сахар и варить ещё 10—15 минут. Разложить мармелад в стерилизованные паром стеклянные баночки и закрыть крышками.

Примечание. Плоды хурмы можно поместить на 2 минуты в кипящую воду и сразу же переложить в холодную воду. Через некоторое время очистить фрукты от кожицы и пропустить мякоть через мясорубку.

Пастила из хурмы. Вымытую хурму без косточек измельчить в блендере до состояния пюре и выложить тонким слоем на противень, покрытый пергаментом. Поместить в тёплую духовку (40 о С) на 8—10 часов.

Правильно высушенная пастила кажется на ощупь слегка влажной, но при этом не пачкает руки. Высушенную пастилу можно скатать в рулон или порезать на порционные полоски.

Пастила должна легко и мягко резаться. Если пастила ломается, значит, она пересушена. Если внутри пласта масса сырая и мажется, нарезанные полоски необходимо досушить.

Образец задания 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Читайте также:  Салат копченая курица кукуруза и блины

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –
«испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные
события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно
увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана
А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности
городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Ответ:

Тесты для тренировки

Тест 1

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.

2) Решая задачу, ему было трудно.

3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.

4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.

5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.

7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.

8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.

9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

Ответ:

Тест 2

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы.

2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские.

3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.

4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.

5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.

6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары.

7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими.

8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях.

9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.

Ответ:

Тест 3

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить.

3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

4) Близких нужно любить и заботиться.

5) Там нарисовано деревня, река и лес.

6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.

7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.

8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции

9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.

Ответ:

Тест 4

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.

9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.

Ответ:

Тест 5

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».

2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.

3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.

4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания

6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.

7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.

9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

Ответ:

Тест 6

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и анализирует инженерные процессы.

2) Непривычная обстановка и новое для него положение богача, стеснявшее его, как новый костюм, внесли в душу нашего героя некоторую неловкость.

3) Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке.

4) Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом).

5) Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается.

6) Жена прервала его, но он сказал, что нечего придираться к словам.

7) Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч — всё это названия для таинственного человекообразного существа большого роста, покрытого густой шерстью и передвигающегося на двух

8) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

9) Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной.

Ответ:

Тест 7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Несколько простых правил помогут тем, кто хочет минимизировать риски, проводя операции на рынке жилья.

2) Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи).

3) Выхватив из рук у гардеробщика пальто, он быстро сунул руки в рукава.

4) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

5) Анализировать работу здорового мозга, занятого интеллектуальной деятельностью, очень сложно.

6) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

7) Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага…

8) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

9) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

Ответ:

Тест 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Читайте также:  Новогодние поделки из веток деревьев

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.

2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.

3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.

4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками.

5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно.

6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире».

7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер.

8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру.

9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.

Ответ:

Тест 9

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос.

2) По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка.

3) Большинство текстов Станислава Лема ещё не переведено на русский язык.

4) Только благодаря хорошей реакции я смог преодолеть препятствие.

5) Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности.

6) Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому.

7) Барселона — это причудливый мир, созданный воображением и талантом одного человека, архитектора Гауди.

8) Режиссер Вера Сторожева рассказала, что в жизни мне часто везёт. Какая она счастливая!

9) В 2014 году мы вспоминали событие столетней давности, перевернувшее мир: начало Первой мировой войны.

Ответ:

Тест 10

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу.

2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.

3) Близких нужно любить и заботиться.

4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.

5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение».

6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес.

7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

8) Озеро Байкал глубок и полноводен.

9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

При подготовке к заданию 7 столкнулась с тем, что материалу теоретического много, но в разных источниках. Собрала всё, что мне нужно в один документ. Если кому-то пригодится, я буду рада.

Скачать:

Вложение Размер
teoriya_zadaniya_7.docx 25.35 КБ
Тесты нашла в интернете для отработки уже нового задания 2016. Спасибо разработчикам)) 27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Теория задания 7

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  • Согласно (кому? чему?)
  • Благодаря (кому? чему?)
  • Вопреки (кому? чему?)
  • Подобно (кому? чему?)
  • Наперекор (кому? чему?)
  • в меру (чего?)
  • в течение (чего?)
  • в продолжение (чего?)
  • в силу (чего?)
  • в заключение (чего?)
  • в виде (чего?)
  • по причине (чего?)
  • наподобие (чего?)
  • Предлог «ПО» управляет предложным падежом:

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все , кто смотрел на него, не могли не заметить…

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

В пьесе А.Н. Островского « Гроза » разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В « Грозе » А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами

общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога

НЕЛЬЗЯ : смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами

нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи

НЕЛЬЗЯ : научился французскому языку и драться на дуэли

нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции

НЕЛЬЗЯ : в книге описывается происхождение религии и как она развивалась

нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И

НЕЛЬЗЯ : В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
  • Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Например: Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же.

Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота :

  • Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
  • Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
  1. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» — Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

  • Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».

Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».

Предварительный просмотр:

Тесты для тренировки

Тест 1 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.

2) Решая задачу, ему было трудно.

3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.

4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.

5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.

7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.

8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.

9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы.

2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские.

3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.

4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.

5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.

6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары.

7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими.

8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях.

9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить.

3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

4) Близких нужно любить и заботиться.

5) Там нарисовано деревня, река и лес.

6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.

7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.

8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции

Читайте также:  Штиль 180 количество звеньев цепи

9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.

9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».

2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.

3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.

4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания

6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.

7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.

9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и анализирует инженерные процессы.

2) Непривычная обстановка и новое для него положение богача, стеснявшее его, как новый костюм, внесли в душу нашего героя некоторую неловкость.

3) Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке.

4) Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом).

5) Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается.

6) Жена прервала его, но он сказал, что нечего придираться к словам.

7) Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч — всё это названия для таинственного человекообразного существа большого роста, покрытого густой шерстью и передвигающегося на двух

8) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

9) Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Несколько простых правил помогут тем, кто хочет минимизировать риски, проводя операции на рынке жилья.

2) Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи).

3) Выхватив из рук у гардеробщика пальто, он быстро сунул руки в рукава.

4) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

5) Анализировать работу здорового мозга, занятого интеллектуальной деятельностью, очень сложно.

6) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

7) Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага…

8) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

9) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.

2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.

3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.

4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками.

5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно.

6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире».

7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер.

8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру.

9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос.

2) По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка.

3) Большинство текстов Станислава Лема ещё не переведено на русский язык.

4) Только благодаря хорошей реакции я смог преодолеть препятствие.

5) Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности.

6) Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому.

7) Барселона — это причудливый мир, созданный воображением и талантом одного человека, архитектора Гауди.

8) Режиссер Вера Сторожева рассказала, что в жизни мне часто везёт. Какая она счастливая!

9) В 2014 году мы вспоминали событие столетней давности, перевернувшее мир: начало Первой мировой войны.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу.

2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.

3) Близких нужно любить и заботиться.

4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.

5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение».

6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес.

7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

8) Озеро Байкал глубок и полноводен.

9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

Ответы Тесты для тренировки

Тест 1 А6 Б5 В4 Г2 Д8

Тест 2 А5 Б1 В9 Г4 Д8

Тест 3 А1 Б5 В6 Г3 Д4

Тест 4 А6 Б7 В5 Г2 Д3

Тест 5 А1 Б4 В3 Г2 Д7

Тест 6 А5 Б8 В3 Г9 Д4

Тест 7 А6 Б8 В4 Г2 Д7

Тест 8 А2 Б6 В1 Г8 Д3

Тест 9 А8 Б2 В6 Г5 Д1

Тест 10 А3 Б4 В2 Г8 Д9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение по заданному тексту ( о смысле отрывка из исходного текста). В презентации содержатся памятки для выполнения задания С2.2.

Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи.

Подготовка к ГИА.

Эта работа- результат совместного сотрудничества с учителем МБОУ СОШ №35 г.Каменска-Уральского Свердловской области Плотниковой Анной Николаевной.Материал состоит из 3-х частей.1. Непосредс.

Этот материал поможет учителям и учащимся систематизировать знания при подготовке к заданию В 8 по русскому языку.

Этот тест можно использовать на уроках подготовки к ЕГЭ. Он составлен с учётом спецификации и формулировок тестовой части ЕГЭ задания №*8.

Синтаксические и грамматические нормыПройдемся по наиболее часто встречающимся видам ошибок.1) Нарушение связи между подлежащим и ска.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector