No Image

Что изготавливали из рогоза

СОДЕРЖАНИЕ
2 просмотров
10 марта 2020

Наверное, вы слышали слово «рогожа». А вот что это такое, знают наверняка не все. Когда-то так называли грубую ткань, применявшуюся в хозяйстве. Для ее изготовления использовали волокна растения рогоз (отсюда и название). Позднее стали применять лыко или мочало.

Для чего гожа рогожа?

Зачем нужна была рогожа? Из нее делали кули, мешки, рабочую одежду. У наших крестьянских предков, к сожалению, не было хозяйственных магазинов с большим ассортиментов товаров, а ярмарки, где можно было эти самые товары купить, случались не так уж часто. Да и средства на покупки не всегда имелись… Поэтому справлялись своими силами.

Сначала заготавливали липовое лубье. Месяц его замачивали в воде, после чего приступали к выделке рогож. Все делали руками, безо всяких дополнительных приспособлений. Бытовала поговорка: «Велика рогожа, да носить ее негоже». Действительно, годились эти вещи исключительно для хозяйственных нужд.

Рогожные мастера плели свои изделия из любого подручного материала. Так, очень удобна была для носки в крестьянском быту широкая шляпа – брыль. Изготавливали брыли из листа лопуха, пучка травы, из соломы, бересты…

Рогоз на все случаи жизни

Но самым популярным материалом для плетения был все-таки рогоз. Из его корневищ готовили различные приправы, добывали муку, поджаренные корни рогоза могли заменять даже кофе… Рогозом покрывали крыши изб, телеги, шалаши… Не могли обойтись без рогоза и хозяйки. Щеткой-«рогожкой» белили жилища, а «хвощанку» — пучок рогоза — использовали для мытья деревянных полов.

Из рогоза плели рыбацкие маты, ульи, циновки. Последние так и звали «рогожами». На ярмарках продавцы рогож всячески нахваливали свой товар, его надежность. Но покупатели лишь усмехались: «Широка рогожка да грош ей цена» и всячески старались сбить стоимость изделий…

Заготовкой рогоза для плетения занимались с июля по октябрь. Резали его серповидными резаками-«терпанами» или укороченными косами. Листья раскладывали на помосте для просушки, которая могла длиться до трех недель. Помост иногда устраивали из стеблей рогоза, который рос у берега (заготовщики наклоняли и связывали верхушки растений). Снопики высушенного рогоза хранили в сухих, хорошо проветриваемых помещениях (например, на чердаках). В таких условиях они могли храниться в течение нескольких лет.

Перед плетением очищенные и отсортированные стебли и листья минут на двадцать клали в холодную воду. В процессе плетения их еще увлажняли с помощью тампона или губки.

Листья рогоза заплетали в косы разного размера, которые затем сшивались навощенной ниткой. Так формировались изделия.

Возрождение традиций

Существовали разнообразные способы рогожного плетения. И сегодня некоторые из них осваиваются заново современными мастерами.

Так, была воссоздана промыслово-кооперативная артель «Рогожа» в небольшом городке Дмитровский Погост Шатурского района Подмосковья. Раньше это место было известно плетением корзин, теперь же ассортимент значительно расширился. Циновки, коврики, подставки, головные уборы, тапочки, сумки, корзинки, может, и не пользуются повышенным спросом, но все же желающие их приобрести регулярно находятся.

Впрочем, в центральных областях России больше плетут из тальника или ивового прута. Корзины, кашпо, абажуры, розетки, сухарницы, конфетницы – ассортимент тоже немалый. В голодные годы это ремесло многим помогло выжить, поднять детей и вывести их в люди. Изделия из ивы до сих пор пользуются спросом и расходятся по доступной цене.

Обычно сырье заготавливают весной или осенью. Для очистки прутьев от коры существует самодельный инструмент. Он представляет собой расщепленное деревянное устройство, в которое прутья и вставляются. Правда, перед этим их приходится вываривать часа полтора в банном котле. После снятия коры прутья сушат и проветривают особым способом, чтобы не осталось пятен и плесени.

Традиции плетения понемногу возрождаются, появляются все новые и новые предприятия кустарных промыслов. Кроме сувенирных изделий, там делают, например, кресла-качалки, столы, детские люльки, корзины для грибов и овощей, короба для белья, вазы, подносы… Традиционная техника плетения в сочетании с различными материалами (ткань, береста, древесина и ее производные, кожа, мех, лен, листья рогоза, ветви, шишки, растения) позволяет получить настоящие произведения декоративно-прикладного искусства, способные конкурировать с предметами машинного и фабричного производства. Из лозы производится даже обширная группа экологических товаров для содержания домашних животных: всевозможные корзины, переноски, лежаки, домики, спальные места. Как показывает опыт, изделия из лозы часто и успешно используют для упаковки и оформления подарков, во флористике, для дизайна интерьеров и многого другого.

Метки

Рубрики

  • Куклы (102)
  • Из кукурузных листьев (78)
  • Кукла-мотанка (15)
  • Текстильная кукла (9)
  • Плетение (84)
  • Из камыша (33)
  • Из рогоза (24)
  • Из кукурузы (13)
  • Из лилейника (13)
  • Из соломы (4)
  • Из лозы (2)
  • Из газет (1)
  • Изобразительное (39)
  • Роспись (32)
  • Иконы, иконопись (8)
  • Дачное (26)
  • Интерьер (18)
  • Из трав (8)
  • Разное (22)
  • Поздравлялки (8)
  • Личное (7)
  • Мои учителя (4)
  • Лирушное (3)
  • Корпоратив (18)
  • Новый год (10)
  • День фирмы (6)
  • Шитьё (12)
  • Пэчворк (5)
  • Вышивка лентами (4)
  • Лепка (8)
  • Соленое тесто (7)
  • Глина (1)
  • Пряжа (3)
  • Упаковка (2)
  • Кулинарное (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

19 мая 2016, 7:00

Среда, 26 Октября 2011 г. 16:29 + в цитатник

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?

Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца.

Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге "Плетение из соломки от деда Василия" ( http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: "Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся."

Читайте также:  Налог на приватизированную землю

А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.

Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича, из первых уст.

ЗАГОТОВКА РОГОЗА.

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.

Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.

Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого "эскимо", дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.

Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.

Оказывается, рогоз — растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части. http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html

Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки — вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.

ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.

Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.

Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и не было необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.

Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.

Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя, да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.

Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно "веревочкой", причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Читайте также:  Тяговая характеристика трактора мтз 80

Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом, работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.

Для этих целей дедуля использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.

А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.

Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.

Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.

И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.

Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.

Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля — это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.

Так что пошлю дедуле, порадую его.

ЭПИЛОГ.

Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать "правильный" рогоз.

А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.

Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии.

Рубрики: Плетение/Из рогоза

Метки: рогоз рогозоплетение плетение из рогоза Казновецкий заслуженный мастер народного творчества

Процитировано 85 раз
Понравилось: 26 пользователям

Творческий проект "Шкатулка из рогоза"

Скачать:

Вложение Размер
1.pptx 337.8 КБ
2.pptx 320.32 КБ
3.pptx 879.43 КБ
4.pptx 498.8 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Творческий проект Шкатулка из рогоза

Цель проекта: точно и четко выполнить технологические операции; усвоить приобретенные знания; усовершенствовать свои возможности; оценить проделанную работу.

Разделы пояснительной записки : Обоснование темы выбранного проекта План организации по изготовлению проектируемого изделия Изучение истории плетения Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений. Дизайн-анализ Выбор инструментов, приспособлений Технологическая часть а) заготовка рогоза б) технологическая последовательность плетения шкатулки 8. Экономическая часть 9. Техника безопасности 10. Итоги работы 11. Экологическая часть 12. Литература

Темой своего проекта я выбрала плетение из рогоза, так как люблю придумывать и изобретать что-то свое. У меня большое преимущество перед другими в том, что такого изделия, как у меня ни у кого не будет, также я выигрываю и в денежном отношении. Когда я плету, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в плетении. Это для меня очень нужно и важно, потому что в будущем я хочу открыть свое дело по плетению изделий из рогоза, так как он очень доступен и еще это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко подающийся обработке материал. А так как я подарю ее близкому мне человеку, я вложила в нее все свое тепло. Надеюсь, мой подарок придется по душе. Обоснование темы выбранного проекта

План организации по изготовлению проектируемого изделия. Шкатулка Технология изготовления Материал История Стоимость Банк идей

История плетения В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, занимаются декоративно-прикладным творчеством, знакомятся с народными играми, обрядами, праздниками, в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Каждый народ с большим или меньшим успехом бережет и развивает традиционную культуру своих предков, том числе и народно-прикладное творчество. Плетение из трав и листьев растений известно на всех континентах и насчитывает многовековые традиции. В нашей стране для плетения традиционно используется рогоз (многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов). Прямой и тонкий ствол рогоза, заканчивается темно-коричневым, бархатистым початком. Листья рогоза саблевидные. Наиболее распространены широколистный и узколистный. Высота узколистного рогоза до 3-х м., ширина листьев до 1 см. Высота широколистного рогоза до 2,5 м, ширина листьев до 2,5 см. В центральных областях России рогоз известен под названием камыш, а в Астраханской области и Краснодарском крае – чакан. Иногда его ошибочно называют тростником и соломкой. Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, считается плетение.

Одной из наиболее привлекательных черт этого ремесла является то, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетеных изделий во все времена удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели. Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки и занимают мало места. Материалы для плетения также доступны. Рогоз растет у ближайших водоемов. Плетение не требует хорошего зрения. Часто плетением занимаются совершенно слепые люди, создающие, тем не менее, прекрасные изделия. Для плетения не требуется также и большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит от правильно усвоенных приемов работы. Получить удовольствие от занятия этим ремеслом может как молодежь, так и люди преклонного возраста. Но особенно привлекательно то, что результатом каждого этапа работы является законченное изделие, и не просто образец, а вещь, которая украсит наш дом или будет полезной в наших делах. Плетеные изделия уместны везде – будь то сельский дом или современная квартира, большое жилище или маленькая дача, комната для отдыха, детская или кабинет.

Читайте также:  Одуванчик на водке лечебные свойства и противопоказания
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений. Это работа, не требующая больших навыков. Формат работы не большой. Я очень радовалась, когда все получилось отлично! Подставка под горячее

Сухарница Эта работа не сложная. Она может являться основой для других творческих работ.

Кашпо В этой работе можно усовершенствовать свои технологические возможности. Оно может стать приятным подарком бабушке к празднику Нового года.

Лапти Эту работу можно использовать в качестве сувенира

Корзина Эта работа очень интересна. В ней прослеживается творческое начало, фантазия. Работа получилась красивой.

Дизайн – анализ Исследовав все возможные варианты, я решила сделать шкатулку. Конечно, это очень трудоемкая работа, требующая аккуратности и точности, но зато, эта работа, надеюсь, приведет в восторг мою любимую подругу. Ей будет, где хранить свои любимые вещицы. Так как это уже не первая моя работа, я решила, что справлюсь

Выбор инструментов, приспособлений Нож Колодка Шило Цветная пряжа Бисер Нитки, иголка

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Заготовка рогоза Заготовка рогоза производится в июне — июле или в сентябре. Нужно выбирать растения без цветоносов. Срез надо делать острым ножом ближе к корням. Перед тем, как связать стебли в пучки, обрезаем тонкие и слабые концы. Заготовленные стебли перед хранением надо просушить в естественных условиях (не у отопительных приборов!), разбросав, например, на чердаке или развесив пучками под навесом, чтобы не подвергать их действию солнечных лучей: от солнца стебли выгорают, теряя красивый цвет и шелковистый блеск, и становятся слишком хрупкими. Нельзя хранить стебли в полиэтиленовых мешках, они покроются черными пятнами, станут пористыми и совершенно непригодными для работы. Перед хранением стебли следует рассортировать по размерам. В сухом состоянии стебли могут легко поломаться, поэтому с ними надо обращаться особенно осторожно. Чтобы подготовить стебли к работе, нужно подержать их в воде в течение десяти минут (например, в ванне). Если идет дождь, просто оставим пучок на часок во дворе, но затем надо проверить, хорошо ли он намок, потому что стебли внутри пучка могут остаться совсем сухими. Намокшие стебли заворачиваем в мокрую материю и держим там два-три часа. Ткань должна быть достаточно плотной, чтобы содержать нужное количество влаги. Для этой цели лучше использовать старое байковое одеяло или покрывало. Нельзя вымачивайте стебли слишком долго, так как они дадут значительную усадку после того, как изделие будет готово .

Технологическая последовательность плетения шкатулки

Для того, чтобы начать работу мы берем очищенный рогоз, делим его вдоль на две части: стебель и сердцевину.

Еще нужна форма для шкатулки (колодка).

Теперь можно приступить к плетению. Отбираем стойки хорошего цвета и средней толщины. Стараемся выбирать камышины с конца одинаковой толщины. Начинаем плетение с основания. Вдоль основания формы положим семь или восемь длинных стоек. Поднимем стебли через одну за свободные концы и плетем с помощью коротких стоек.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Готовое основание шкатулки, перед тем как начать плести боковины, прибиваем к форме. Затем способом «веревочка», используя сдвоенные стебли, и способом «скручивание в цепочку» плетем нижний бортик и стенки шкатулки. В первом ряду плетения оставляем стойки сдвоенными через одну, оплетая в следующем порядке: две вместе, одну, еще одну; затем порядок плетения повторяется. Во втором ряду оплетаем все стойки в отдельности. Продолжаем плетение до высоты колодки.

Шкатулку заканчиваем плетением кромки. Кромка делается так же, как выступ на донышке. Каждый стебель пропускаем за соседней стойкой, и конец ее заправляем в плетение рядом. Затем плетем крышку шкатулки. Сдвоенными прутками проплетаем один ряд способом «веревочка», одиночными прутками – способом «скручивания» пять-шесть рядов. Закончив крышку, переходим к плетению застежки и петель. Нужно свить жгут, длина которого достаточна, чтобы охватить скрученную «пуговицу». Делаем три петли, скручиваем свободные концы еще два-три раза и продеваем их сквозь крышку – сверху вниз. Туго затягиваем и заправляем концы. А ручку для крышки плетем способом «косичка». А чтобы она выглядела еще красивее, я вплела цветную пряжу и украсила ее бисером.

Экономическая часть Данная модель не потребовала больших экономических затрат, так как рогоз растет совсем рядом, на окраине села по берегам речки. Этот материал достался мне бесплатно. Колодку для работы мне сделали ребята на уроке технологии из оставшихся досок. Пряжа у меня была. Пришлось купить только бисер.

Техника безопасности Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в четкой последовательности технологических операций, при правильном применений инструментов, материалов, оборудования.

Итоги работы Я проверила качество своей работы, показала учителю. В работе преобладает аккуратность. В целом получилось прекрасное изделие, которое послужит дорогим подарком моей подруге.

Экологическая часть Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека.

Литература Трудовое и профессиональное обучение. – М.: "Просвещение", 1989. Мейнард Б. Плетение. – М.: "Просвещение", 1981. Караманский С.А. Плетеные изделия. – М.: "Экология", 1992. Вануленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство на Кубани. Традиции и современность. Монография. КГУК и И. – Краснодар, 2002.

Комментировать
2 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
Adblock detector